В России большое количество граждан проживает в аварийном жилье либо вовсе не имеет собственной квартиры или дома. Действующее законодательство во исполнение нормы Конституции, закрепленной в ст. 40 Основного закона, позволяет каждому нуждающемуся встать в очередь на улучшение жилищных условий. При этом далеко не все знают о правовых основаниях и порядке постановки на такой учет. Расскажем об этом подробнее.
Основания для улучшения жилищных условий
Всем, кто задается вопросом, как улучшить жилищные условия необходимо знать, что эта процедура регулируется в РФ на законодательном уровне. Государство помогает переехать в более комфортабельное жилье на основании программ, адресованных малозащищенным категориям населения. Социальная помощь выражается в обеспечении жильем или предоставлении средств для реконструкции и возведения собственного дома. Кроме того, люди, признанные нуждающимися, имеют право заявиться на льготную (социальную) ипотеку или получит квартиру из муниципального фонда по договору соцнайма.
Если условия проживания семьи становятся неприемлемыми для нормальной жизнедеятельности вопрос о том, как участвовать в программе по улучшению жилья приобретает особую актуальность. Чтобы рассчитывать на предоставление жилья по договору социального найма из жилфонда муниципального образования необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении либо получить статус малоимущего. Для первого случая правовые основания указаны в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. К ним относится:
- отсутствие права собственности на жилье у всех членов семьи;
- отсутствие жилья по договору социального найма;
- проживание в жилье, которое не соответствует установленным требованиям к жилой недвижимости (утверждены правительственным постановлением №47 от 28 января 2006 года);
- проживание в квартире или доме вместе с другой семьей, где есть человек, страдающий хроническим заболеванием, которое препятствует совместному нахождению на одной жилплощади, например, туберкулез, эпилепсия или психические расстройства (полный перечень изложен в приказе Минздрава №987н от 29 ноября 2012 года);
- проживание в коммунальной квартире.
Еще одним основанием выступает несоответствие величины квадратных метров, приходящихся на одного человека, законодательно установленным значениям учетной нормы. В соответствии с п. 4 ст.50 ЖК РФ этот показатель помогает определить степень обеспеченности физлиц общей жилплощадью. Такие жилищные нормативы устанавливаются муниципальными органами власти и не могут быть больше нормы предоставления, утвержденной данным органом. Например, в Москве, Краснодаре и Екатеринбурге учетная норма составляет 10м2, в Волгограде 11м2, Самаре и Уфе 12 м2, а в Омске 15м2.
Важно! Изменение муниципальным органом учетной нормы площади жилья, произошедшее после постановки гражданина на учет, не является основанием для снятия его с учета как нуждающегося в жилой недвижимости, которая предоставляется по договору социального найма.
В некоторых регионах как обязательное условие для принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилье муниципального жилфонда, выступает срок проживания на законных основаниях на территории субъекта. Например, в Москве он составляет в общей сложности 10 лет. При этом Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ на основании обращений граждан признала вопрос о точном сроке проживания не решенным.
Важно! При наличии одновременно нескольких оснований для признания нуждающимся, гражданин ставится на учет по любому из них и находится в одной очереди.
Признание малоимущими
После внесения поправок в Жилищный кодекс ответ на вопрос на какие льготы можно рассчитывать при необходимости улучшить условия проживания стал более простым. Подобное право имеют семьи, получившие статус малоимущих. Он присваивается муниципальными органами власти на основании документов, подтверждающих среднедушевой доход семьи, а также стоимости недвижимости и транспортных средств, которые находятся в собственности и облагаются налогами. (ст. 49 ТК РФ).
Пороговые показатели для признания малоимущими по размеру дохода и стоимости имущества устанавливаются региональными законами. Принимающие соответствующее решение муниципалитеты руководствуются методическими рекомендациями упраздненного в 2014 году Минрегионразвития. В частности, они предписывают, с учетом сложности определения величины доходов и стоимости имущества, а также большого объема данных до постановки на жилищный учет приоритетно устанавливать обеспеченность заявителей жилплощадью на 1 человека.
Необходимые документы для признания семьи малоимущей:
- паспорт;
- заявление о получении статуса малоимущего;
- правоустанавливающая документация на объекты недвижимости;
- справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, которыми владеют заявители;
- документы, удостоверяющие семейный статус (свидетельство о заключении /расторжении брака);
- документы, которые подтверждают право собственности на ТС;
- отчет об оценке ТС;
- справка о начисленном и выплаченном заработке за 12 месяцев, которые предшествовали году подачи заявления;
- справки, подтверждающие размер социальных выплат (пенсии, стипендии, пособия и другие);
- налоговая декларация, заверенная УФНС (если гражданин обязан был ее подать);
- справка, удостоверяющая размер выплаченных/полученных алиментов за предыдущие 12 месяцев;
- выписка из л/счета застрахованного субъекта.
Если к делу привлекается представитель заявителя потребуется доверенность. В случае невозможности подтвердить по паспорту факт регистрации и проживания на территории муниципалитета прилагается соответствующее решение суда. При наличии у заявителя статуса ИП требуется книга учета доходов и расходов.
Кроме того, регионы вправе устанавливать собственные критерии для признания малоимущими. Например, отдельные субъекты РФ принимают справки о беременности или документы, подтверждающие уход за престарелыми людьми.
Важно! После получения статуса малоимущей семьи необходимо подать документы для признания нуждающимися в улучшении жилья.
Куда обращаться для постановки на учет
Компетенция в постановке на учет принадлежит органам местного самоуправления в лице жилищных комиссий, комитетов или отделов, работающих при администрации. Поэтому можно обращаться к ним напрямую. Также существуют дистанционные каналы - портал «Госуслуги» и многофункциональные центры. Право на обращение (кроме вышеназванных оснований) имеют граждане РФ, проживающие на территории данного муниципалитета.
Срок рассмотрения заявления и принятия решения до 30 дней с момента подачи заявления в установленном порядке с приложенными документами.
Закон предусматривает несколько случаев, когда заявитель может становиться на учет не по месту регистрации:
- граждане, чья трудовая деятельность имеет разъездной характер;
- сотрудники предприятий, расположенных на Крайнем Севере или территориях, которые приравнены к ним по выходу на пенсию - они вправе встать в очередь по месту нахождения новой жилплощади.
Перечень документов для постановки на учет
- заявление о постановке на учет с перечислением полного состава семьи (оформляется в свободной форме);
- документы, удостоверяющие состав семьи (свидетельства о рождении/браке, решения судов и другие);
- паспорт;
- поквартирная карточка (лицам со статусом нанимателей);
- документация, подтверждающая пользование жилищем по договору соцнайма (ордер, договор, постановление);
- документы, удостоверяющие право собственности на дом или квартиру (для каждого члена семьи);
- справка, удостоверяющая факт несоответствия жилплощади нормативным требованиям;
- выписка из домовой книги (для владельцев частных домов);
- документ, который подтверждает, что семья относится к категории малоимущих;
- медицинская справка, подтверждающая наличие заболевания, указанного в приказе Минздрава №987н.
Важно! Окончательный список документов может отличаться в зависимости от региона проживания.
Ускорение получение жилья силами заявителя невозможно, однако гражданин может не допустить исключения из очереди, предоставив подлинные документы с достоверными сведениями.
Основания для отказа в постановке на учет
Учет нуждающихся в жилищных условиях производится на основании нормативно утвержденной процедуры, которая предусматривает соблюдение определенных условий. Нарушение установленного порядка может привести к отказу в постановке на учет по следующим причинам:
- подача документов, не подтверждающих право гражданина встать на учет в статусе нуждающегося в жилье;
- отсутствие гражданства РФ;
- несоответствие заявителя и его домочадцев установленным требованиям;
- отсутствие документов либо их несоответствие требованиям;
- текст заявления невозможно прочитать.
Еще одна причина отказа связана с фактом сознательного ухудшения условий проживания посредством совершения сделки, направленной на отчуждение жилья, которое находится в собственности или его владение осуществляется по договору социального найма.
Способы получения информации о месте в очереди
Граждане, вставшие на учет, часто не представляют, как узнать место в очереди. Оно периодически меняется, так как информация обновляется. Наиболее просто это сделать через портал «Госуслуги». Услуга предоставляется бесплатно физическим лицам на основании документов, необходимых для ее получения - полный перечень по ссылке. Москвичам можно узнать свою очередь на официальном сайте мэра города.
Ответ можно получить лично, через законного представителя или почтой.
Причины снятия с учета
В соответствии с положениями (ст.56 ЖК РФ) исключение из списка нуждающихся в улучшении жилья производится по следующим причинам:
- утрата основания, позволяющего рассчитывать на получение жилья по договору соцнайма;
- направление заявления с просьбой снять с учета;
- получение гражданином от органов государственной либо муниципальной власти бюджетных средств для покупки или возведения жилья, а также земельных участков (за исключением семей с тремя и более детьми);
- переезд для проживания в другой муниципалитет (кроме жителей городов федерального подчинения);
- обнаружение в предоставленных документах некорректных сведений, которые стали основанием постановки на учет;
- выявление фактов неправомерных действий должностных лиц муниципального органа, уполномоченного принимать решение о постановке на учет.
Решение об исключении из списка принимается в течение 30 рабочих дней с даты обнаружения соответствующих обстоятельств.
Важно! В соответствии с (ч.1 ст. 56 ГПК РФ) бремя доказательства оснований, ставших причиной снятия с учета, ложится на орган, который принял это решение.
Программы улучшения жилищных условий
Предоставление жилья в регионах нуждающимся в его улучшении осуществляется в рамках реализации местных программ. Например, в Свердловской области действует программа, предоставляющая социальную выплату в размере от 20 до 50% (в зависимости от категории) многодетным семьям и сотрудникам некоторых бюджетных учреждений, которые встали на учет для улучшения жилищных условий до начала 2014 года.
Также во многих регионах (Свердловская, Тюменская области, Татарстан) давно работают программы «Молодая семья», позволяющие улучшить жилищные условия семьям, в которых возраст супругов не превысил установленный возрастной ценз (как правило, 30-35 лет). В Челябинской, Кировской, Оренбургской областях, Пермском крае и ряде других субъектов запущены программы улучшения жилищных условий для молодых специалистов, которые работают в сельской местности.
Москвичам, признанным нуждающимися в улучшении условий проживания, предлагается «Социальная ипотека». Она предполагает продажу жилья, принадлежащего столице, по льготной стоимости, определяемой затратами на возведение конкретного дома и временем пребывания гражданина в очереди на жилье.